Депутаты озабочены проблемами пьяных водителей на фоне сотен смертей казахстанцев
Астана. 20 февраля. КазТАГ – На фоне актуализации темы соразмерности наказания за пьяное вождение депутатами парламента, считающими, что закон в Казахстане к пьяным водителям слишком суров, редакция КазТАГ выяснила, какова смертность за последние годы в республике в ДТП, совершенных с участием нетрезвых автолюбителей, встречаются ли среди них влиятельные лица, и действительно ли в этом отношении казахстанское законодательство чуть ли не самое «жестокое» в мире.
«С начала года по вине пьяных водителей произошло 178 ДТП, в которых 26 человек погибли и 234 получили ранения», - рассказывал на брифинге в 2024 году председатель комитета административной полиции министерства внутренних де Кайсар Султанбаев.
Учитывая, что эти данные были озвучены в июле, они охватывают лишь первое полугодие 2024 года. После этого произошло и множество других смертельных ДТП с участием пьяных водителей, часть которых освещена СМИ, в том числе агентством КазТАГ. При этом, годом ранее – то есть в 2023 году по вине нетрезвых автолюбителей в 426 ДТП погибли 104 человека. Примечательно, что в данной ситуации речь идет о тенденции снижения смертности в ДТП с участием пьяных водителей, которая наблюдается именно после кардинального ужесточения наказания для них с января 2020 года. Для сравнения – в 2019 году пьяные водители на дорогах Казахстана в 622 ДТП убили 138 человек.
Вместе с тем, утверждение депутатов от фракции «Ауыл» о том, что «лишение права управления транспортным средством на семь лет является одной из самых жестких санкций в мире» при более тщательном изучении международного опыта может оказаться лукавством. КазТАГ обнаружил примеры более суровых видов наказаний за пьянство за рулем. Вот лишь некоторые из них:
- в Японии пьяных водителей лишают прав пожизненно и штрафуют на сумму около $9 тыс., а если в авто с таким водителем ехали пассажиры, то каждый из них также штрафуется на сумму около $3 тыс.;
- в Австралии за первое нарушение пьяный водитель лишается прав на срок от шести до 12 месяцев, а за повторное – лишается права садиться за руль уже пожизненно;
- в Малайзии за пьяное вождение предусмотрена семейная ответственность, так, вместе с водителями-алкоголиками могут отправить за решетку и их супругов;
- в Саудовской Аравии за пьянство за рулем предусмотрены 10 лет лишения свободы, значительные штрафы и как дополнительная мера – избиения кнутом;
- в Германии за пьянство за рулем могут выписать штраф до 3 тыс. евро;
- в США, например, в штате Иллинойс, предусмотрено пожизненное лишение водительских прав, трехлетнее тюремное заключение и штраф в размере до $25 тыс.;
- в Украине за пьянство за рулем могут оштрафовать на $1,5 тыс. и конфисковать автомобиль.
Есть, конечно, и несколько экстравагантные способы наказания – например, в Турции пьяных водителей вывозят на значительное расстояние от населенного пункта и заставляют возвращаться пешком под наблюдением полиции. Однако в целом приведенные примеры доказывают, что к утверждениям озабоченных проблемами пьяных водителей парламентариев Казахстана нужно отнестись со значительной долей скепсиса.
При этом, напоминаем, что новейшая история Казахстана знает немало случаев, когда люди гибли в ДТП с участием и пьяных влиятельных лиц, а также лиц, которые официально являются представителями власти.
Один из самых резонансных инцидентов связан с ДТП, которое совершил сын топ-чиновника Максат Усенов. В декабре 2013 года пьяный Усенов, управляя автомобилем BMW X6, сбил шестерых пешеходов в Алматы, один из которых скончался на месте. Усенов отделался кратковременным арестом – уголовное дело было закрыто в связи с «примирением сторон», а в казахстанском обществе в результате резонанса появился устойчивый термин «усеновщина», означающий безнаказанность влиятельных лиц за вопиющие нарушения. Примечательно, что вскоре после скандала Усенов совершил новое ДТП.
Еще одно громкое происшествие с участием пьяного водителя, которое не обошлось без жертв, произошло уже во время пандемии – 25 мая 2020 года водитель BMW врезался в блокпост в Алматы, а затем влетел в патрульную автомашину, в салоне которой находились двое сотрудников полиции. Оба правоохранителя в результате ДТП погибли, а за рулем BMW, как выяснилось позже, находился их коллега – пьяный полицейский Азат Азаматов.
Если же в целом вспоминать инциденты последних лет, связанные с нетрезвыми влиятельными лицами, то о таких случаях КазТАГ также сообщает регулярно – пьяными за рулем попадаются и акимы, и замы акимов, и депутаты, и немало других должностных лиц и «народных избранников», более высокостатусные коллеги которых теперь в стенах парламента выражает озабоченность «жестокими», по их мнению, санкциями в отношении пьянства за рулем.
Напомним, 19 февраля группа депутатов мажилиса от фракции «Ауыл» обратилась с запросом к министру внутренних дел Ержану Саденову, заявив о том, что «лишение права управления транспортным средством на семь лет является одной из самых жестких санкций в мире». Обращение зачитал депутат Николай Арсютин. 20 февраля стало известно, что обсуждать смягчение наказания для пьяных водителей в Казахстане готовы и депутаты сената.Источник фото: Фото из открытых источников.