Могут ли Казахстану угрожать так же, как Гренландии?
Астана. 14 января. КазТАГ – Амир Касенов. Известный российский политик, экономист, публицист и общественный деятель – бывший вице-министр энергетики России Владимир Милов объяснил территориальные притязания вновь избранного президента США Дональда Трампа на Гренландию обилием залежей тех полезных ископаемых, которые ввиду того, что они составляют основу передовых современных технологий и являются редкими по своим запасам, уже названы «новой нефтью», за которую развернулась серьезная борьба на геополитической арене.
Редакция КазТАГ изучила открытые данные о сырьевых ресурсах, которыми богат Казахстан и выяснила, что наша страна не просто обладает множеством запасов «новой нефти», но даже входит в число мировых лидеров в этом отношении. Республика обладает значительными запасами редкоземельных металлов (РЗМ) и других стратегических ресурсов, которые играют ключевую роль в переходе к инновационным экономикам, ориентированным на отказ от углеводородов.
Вот только часть сфер, для которых РЗМ являются ключевыми:
- энергетика: магниты для ветряных турбин и электромобилей;
- электроника: экраны, лазеры, оптоволокно;
- оборонная промышленность: высокоточные навигационные системы и радары.
Из РЗМ производят электромоторы, мощные постоянные магниты, люминесцентные лампы, и, например, литий-ионные аккумуляторы.
Согласно утвержденной еще в 2012 году Концепции развития геологической отрасли Казахстана до 2030 года, Государственным балансом учтены запасы по пяти месторождениям с балансовыми запасами РЗМ, и шести месторождениям с забалансовыми запасами. 70% балансовых запасов РЗМ расположено в Мангистауской области в урановых месторождениях – Меловое, Томак, Тайбогар, Тасмурун.
В числе РЗМ, ключевыми для Казахстана можно назвать вольфрам, молибден, литий, тантал, ниобий, бериллий, титан, цирконий и ванадий.
Суммарные объемы вольфрама в Казахстане оцениваются более чем в 2 млн тонн – это примерно половина всех мировых запасов. Вольфрам применяется для твердых сплавов режущих инструментов в машиностроении, вольфрамовые нити применяются в лампах накаливания, этот РЗМ важен для изготовления бронебойных снарядов и баллистических ракет, и разумеется, он является одним из основных как «новая нефть» при изготовлении сверхтвердых материалов, сверл, электроосветительных элементов.
Запасы молибдена в Казахстане составляют около 250 тыс. тонн. Крупнейшие его месторождения включают Коктенколь, Дрожилловское и Верхнее Кайракты. Однако для обогащения нужны передовые технологии. Сам этот РЗМ применяется авиакосмической промышленности для создания термостойких сплавов, в нефтехимии, а также в качестве добавки для повышения прочности стали. Ключевая продукция – нержавеющая сталь, газовые турбины, ядерные реакторы.
Согласно Комплексному плану развития отрасли редких и редкоземельных металлов на 2024-2028 годы, Казахстан обладает перспективными месторождениями лития, такими как Юбилейное, Верхне-Баймурзинское и Бакенное. Однако добыча лития в стране пока не ведется, и запасы находятся на стадии оценки. Литий используется для производства литий-ионных аккумуляторов для электромобилей, смартфонов, ноутбуков, систем хранения энергии в возобновляемой энергетике, а также в производстве стекла и керамики, в медицине.
Согласно тому же комплексному плану, в стране имеются месторождения тантала и ниобия, включая Верхний-Иргиз и Кварцевое. Запасы этих металлов значительны, но их добыча ограничена. Эти РЗМ применяются в электронике для изготовления конденсаторов для миниатюрных устройств, в медицине при изготовлении биосовместимых материалов для имплантатов, в космической отрасли, где нужны жаропрочные сплавы, они в основе микросхем, сверхпрочных деталей для турбин, нужны для современного медицинского оборудования.
Казахстан обладает месторождениями бериллия, такими как Нураталды и Караджал. Запасы бериллия позволяют стране занимать одно из ведущих мест в мире по этому ресурсу. Из этого РЗМ создают легкие сплавы для ракет и спутников в космической отрасли, отражатели и замедлители нейтронов в ядерной энергетике, материалы для высокочастотной электротехники, лазерные системы.
Кроме того, в Казахстане имеются значительные запасы титана и циркония на месторождениях Караоткель, Обуховская и Шокаш. Страна активно развивает добычу и переработку этих металлов. Титан незаменим в авиакосмической промышленности, где нужны легкие и прочные сплавы для самолетов и космических аппаратов, также активно применяется в морской сфере, медицине. Цирконий нужен для строительства оболочки для топлива в ядерных реакторах, используется также в металлургии для улучшения жаропрочных свойств сплавов, и тоже активно используется в медицине, например, для изготовления стоматологических коронок.
Из того же комплексного плана следует, что Казахстан обладает месторождениями ванадия, такими как Курумсак и Бала-Саускандык, что тоже позволяют стране занимать одно из ведущих мест в мире по этому ресурсу. При этом, по некоторым данным, на месторождении Бала-Саускандык сосредоточена как минимум десятая часть всех мировых запасов этого РЗМ. Из ванадия производят ванадиевые редокс-батареи для накопления энергии, в металлургии – легирующую добавку для повышения прочности стали, оборонной промышленности – материалы для броневой защиты.
Всего же по официальным данным властей страны, на сегодняшний день в Казахстане выявлено около 124 месторождений редких металлов и РЗМ. Редкоземельные металлы, по запасам которых Казахстан входит в число мировых лидеров, являются основой для производства технологий будущего, включая электромобили, ветряные турбины, аккумуляторы и оборудование для космических и оборонных отраслей – наша страна обладает значительными запасами ресурсов «новой нефти», необходимой для развития высокотехнологичных отраслей и перехода любого государства к инновационной экономике.
Казахстан обладает уникальной возможностью стать одним из ведущих игроков на рынке технологий будущего благодаря огромным запасам редкоземельных металлов. Однако эта сила таит в себе и риски, которые, очевидно, нужно экстренно минимизировать, чтобы избежать потенциальных угроз, аналогичных ситуации с Гренландией. В противном случае вопрос об угрозах может перестать быть риторическим.Источник фото: Фото из открытых источников.